Музыка улиц

г. Москва, м. Павелецкая, 6-й Монетчиковский переулок, д. 8с1, 4 этаж

+7 (925) 510 88 15

Заказать обратный звонок

Музыка улиц

Время прочтения - 5-8 минут

  • Автор:
  • Алена Бармушкина
  • Дата публикации:
  • 21.10.2019

Сначала может показаться, что кубинская музыка - это какофония звуков, по-научному это называется полиритмия - наложение звуков различных инструментов друг на друга. Давайте же разберемся, какие инструменты можно услышать в современной кубинской музыке. 


Какие ассоциации возникают у вас со словом “столица”? Позвольте угадать… Это гигантский мегаполис, с домами-небоскребами, толпами людей на улицах, наполненный шумом машин, визгом сирен и уличной рекламой. Мало у кого это слово вызывает ассоциацию с музыкой, разве что со звуками радио, доносящимися из проезжающей машины. Но это слово приобретает новые оттенки, когда попадаешь в столицу Кубы - Гавану. Музыка доносится отовсюду: из кафе и магазинов, из автомобилей и домов простых горожан, ее играют уличные музыканты и группы в ресторанах и клубах, ее звуки наполняют город до глубокой ночи, она затихает лишь за полночь, чтобы вновь зазвучать с новой силой с утра. Кубинцы рождаются, живут и уходят под ритмы барабанов, клаве, гуиро…

Когда попадаешь в столицу Кубы - Гавану, музыка доносится отовсюду

Музыка с Кубы

Для европейского уха звучание кубинских музыкальных инструментов не самое простое. Мало кто из обычных людей, не танцующих сальсу, хотя бы слышал об их существовании. Тем интересней все больше и больше слушать кубинскую музыку, находить в ней различные ритмы, изучать инструменты, двигаться в такт их звучанию. Прежде чем стать той самой привычной для нас так называемой сальсой (строго говоря, сам термин придумали в США, чтобы продавать под этим брендом кубинских музыкантов), кубинская музыка менялась и эволюционировала на протяжении нескольких веков, пройдя путь от болеро и сона, впитав в себя ритмы афро и румбы, наполняясь звуками все новых инструментов. 

Что же в результате получилось? Сначала может показаться, что кубинская музыка - это какофония звуков, по-научному это называется полиритмия - наложение звуков различных инструментов друг на друга. Давайте же разберемся, какие инструменты можно услышать в современной кубинской музыке.

  1. Клаве (сlave)

Этот простейший музыкальный инструмент состоит из двух деревянных палочек длиной 20-30 см, одна из которых имеет сквозное отверстие вдоль всей длины и небольшую выемку в середине. Музыкант кладет ее выемкой на ладонь и ударяет по ней второй палочкой. Первые клаве - это не что иное, как деревянные инструменты, которые использовались для обшивки кораблей. Бедные кубинцы, не имея возможностей приобретать инструменты, использовали подручные материалы, чтобы в минуты отдыха двигаться под создаваемый ими ритм. Сейчас можно встретить не только деревянные клаве, но и пластиковые, и даже из слоновой кости.

Ритмы клаве с одной стороны довольно просты по своей структуре, но поначалу уху трудно их вычленить из-за их неоднородности. Общее в них то, что это по сути пять ударов, которые распределены в восемь счетов. Существует несколько ритмов клаве:

Кубинская музыка менялась и эволюционировала на протяжении нескольких веков

- клаве де сон 3-2 (удары клаве приходятся на счет раз, промежуток между вторым и третьим счетом, четвертый счет, шестой и седьмой)

- клаве де румба 2-3 (удары на счет два, три, пять, а также на промежутки между  шестым и седьмым и седьмым и восьмым счетами) и 3-2 (удары на счет раз, промежутки между вторым и третьим и четвертым и пятым ударами и на шестой и седьмой счета). Второй вариант характерен для румбы Гуангуанко.

Ритм клаве (сlave):

  1. Гуиро (guiro)

Этот музыкальный инструмент из группы ударных изначально изготавливался из плодов дерева, которое на Кубе называется игуэра, откуда и получил свое название. Чтобы изготовить гуиро, плоды тщательно высушивают, чистят, срезают с одного конца и выскабливают изнутри. С одной стороны плода делаются насечки, а с другой вырезается отверстие. Играют на нем, проводя палочкой (пуэ) вниз-вверх по рифленой поверхности. Звук гуиро напоминает треск, но все же имеет свой ритмический рисунок (ча-чики-ча-чики). Современные гуиро изготавливаются из пластика или металла, однако чаще музыканты предпочитают современным материалам классику.

Ритм гуиро:

  1. Конга (conga)

Это вид кубинских барабанов в форме сужающейся к низу бочки. На самом деле, первые конги действительно делали из выловленных из моря бочек, натягивая на них мембрану. На Кубе конги называют тумбадорас (tumbadoras), а конга - это название ритма, который исполняют музыканты на барабанах во время кубинских карнавалов.

Существует огромное количество других ритмов в различных музыкальных жанрах

В кубинской музыке иногда используют довольно сложный набор конг, каждый из которых, в свою очередь, имеет свое название. Конги задают обычно основной ритм, он называется  marcha, но существует огромное количество других ритмов в различных музыкальных жанрах.

Ритм конг:

  1. Бонги (bongos)

Это парные барабаны, которые пришли на Кубу скорее всего с африканскими рабами, так как в некоторых африканских племенах как раз существуют похожие инструменты. Один из барабанов мужской, а второй - женский, они называются соответственно macho и hembra, но вряд ли их можно где-то найти по отдельности. На бонгах музыканты играют сидя, зажав их между коленей. Основной ритм бонгов - восьмиударный ритм martillo.

Ритм бонг:

  1. Тимбалес (timbales)

Это пара (но бывает и больше) односторонних невысоких барабанов с корпусом из металла. Играют на них деревянными палочками. Иногда музыканты ударяют по барабанам как палочками, так и руками, причем не только по мембране, но и по боковым поверхностям. Тимбалес издают характерный “жестяной” звук. Ритмы у партии тимбалес могут быть разные, но все они ориентированы на ритм клаве.

Ритм тимбалес:

  1. Ковбелл/кампана (cowbell/campana)

По названию вы уже скорее всего поняли, что это не что иное, как коровий колокольчик. Вот воистину кубинцы могут играть на всем, что подворачивается под руки. От обычного колокольчика он отличается тем, что не имеет характерного язычка, вместо него звук извлекается с помощью палочки, которой музыкант ударяет по ковбеллу. В ансамблях нет специальных музыкантов, играющих на ковбелле. Чаще всего эту роль исполняет музыкант, играющий на бонгах, или же колокольчик прикрепляется к установке тимбалес.

Ритм кампана:

  1. Трес (tres)

Это гитара произошла от испанской шестиструнной гитары. Во всех вариантах трес количество струн кратно трем (tres c испанского переводится как “три”). Первый кубинский трес имел три одинаковые струны, которые настраивались в ре минор: D, F и A. Современный трес имеет шесть струн, которые настраиваются в до мажор: G в октаву, С в унисон и Е в октаву. Играют на трес при помощи плектра. Трес создает ритмическую основу для мелодии или вокала.

Ритм трес:

  1. Шекере (shekere)

Этот музыкальный инструмент представляет собой основу из высушенной тыквы-горлянки, оплетенной сеткой с бусами или семенами, которые добавляют характерный звук.

Музыкант держит инструмент перед собой в одной руке, другой придерживая инструмент за узкий конец. На шекере играют разными способами: ударяя, встряхивая или вращая инструмент, за счет чего его музыкальные возможности шире, чем у маракас. 

Ритм шекере:

  1. Маракасы (maracas)

Этот перкуссионный музыкальный, как и гуиро, инструмент изготавливали из сушеных плодов игуэро, наполняли их семенами и для удобства приделывали ручку. Современные маракасы изготавливают из кокосов, кожи или даже из пластика. Они являются одним из символов латиноамериканской музыки и присутствуют в музыкальной культуре многих народов Латинской Америки. Музыканты обычно используют пару маракасов, держа их в обеих руках. Звук извлекается путем встряхивания инструмента.

Ритм маракас:

Бас-гитара/контрабас (bajo/contrabajo)



Бас в сальсе и соне выполняет роль связующего звена между ритмами клаве, конги и монтуно, в результате получанься басовый тумбао - "мясо" звукового ряда. Самый простой тумбао – это четыре ноты на удары между вторым и третьим счетами, на чтвертый счет, между шестым и седьмым счетами и на восьмой счет. При этом ноты на половинные доли (называемые «бомбо»), — полные, а на четыре и восемь положены звуки «понче», которые постепенно затухают. Раньше басовую партию исполнял контабас, а звучание получалось более джазовым. В современном щвучании ритм тумбао задает бас-гитара. Неподготовлденному слушателю давольно сложно разичить звук баса, но стоит только отойти от непосредственного источника звука скажем в соседнее помещение, как бас становится самым различимым из всех инструментов. А в те времена, когда сон уже возник, но ни бас-гитары, ни котрабаса еще и в помине не было, басовую партию исполнял суперэкзотический для нас и ныне почти неиспользуемый инструмент – ботиха. Строго говоря, это даже не совсем инструмент, а если его и можно назвать инструментом, то уж точно на первый взгляд совсем не музыкальным, ведь ботиха - это кувшин из под оливкового масла. В него дули через дырочку в боку, получая характерный низкий звук.

Ритм тумбао:

  1. Под ритмы сальсы

    Даже тем, кто только начинает учиться танцевать сальсу, названия почти всех музыкальных инструментов должны быть знакомы. Они звучат в аудиозаписи с ритмом сальсы, под который все сальсерос делают свои первые шаги. А благодаря современным технологиям и сайту salsabeatmachine.org у каждого есть возможность почувствовать себя музыкантом и поэксперементировать с различными ритмами и инструментами.

    Ритмы сальсы:

    А теперь давайте вернемся на улочки Havana Vieja (район Старая Гавана). Представьте себе, что вы сидите в уличном кафе, или не в уличном кафе, а в знаменитом баре El Floredita. Предположим, что вы заказали la ropa vieja (традиционное кубинское блюдо) и порцию коктейля Дайкири (Daiquiri), ведь именно здесь его придумали специально для папы Хэма, который страдал диабетом и не мог пить коктейли с сахаром. А вон кстати и он сам, сидит в углу и пьет очередную порцию. Так вот… Вы сидите за столиком, посетителей в кафе становится все больше, и тут выходят музыканты… Один музыкант берет в руки клаве, второй - трес, остальные так же рассаживаются по своим местам и начинает звучать ваша любимая композиция. Какая? Возможно, Rosa la Peligrosa, или, может быть, Hasta Siempre Comandante Che Guevara? Хотя скорее всего первой зазвучит все-таки Guantanamera - визитная карточка Кубы как-никак. Танцуйте, дамы и господа, и будьте счастливы…

    Даже тем, кто только начинает учиться танцевать сальсу, названия почти всех музыкальных инструментов должны быть знакомы.

    Основная информация по музыкальным инструментам взята с сайта www.salsa-union.ru

При записи через сайт, приходите на ближайший урок сальсы или бачаты и попробуйте все сами! Если вам вдруг не понравится, мы не возьмем с вас денег! А еще: всем новоприбывшим мы предлагаем 10 занятий по цене 8!
Подробнее


Еще больше скидок
Поделиться
WhatsApp
VK



Комментарии