Какие ассоциации возникают у вас со словом “столица”? Позвольте угадать… Это гигантский мегаполис, с домами-небоскребами, толпами людей на улицах, наполненный шумом машин, визгом сирен и уличной рекламой. Мало у кого это слово вызывает ассоциацию с музыкой, разве что со звуками радио, доносящимися из проезжающей машины. Но это слово приобретает новые оттенки, когда попадаешь в столицу Кубы - Гавану. Музыка доносится отовсюду: из кафе и магазинов, из автомобилей и домов простых горожан, ее играют уличные музыканты и группы в ресторанах и клубах, ее звуки наполняют город до глубокой ночи, она затихает лишь за полночь, чтобы вновь зазвучать с новой силой с утра. Кубинцы рождаются, живут и уходят под ритмы барабанов, клаве, гуиро…
Когда попадаешь в столицу Кубы - Гавану, музыка доносится отовсюду
Музыка с Кубы
Для европейского уха звучание кубинских музыкальных инструментов не самое простое. Мало кто из обычных людей, не танцующих сальсу, хотя бы слышал об их существовании. Тем интересней все больше и больше слушать кубинскую музыку, находить в ней различные ритмы, изучать инструменты, двигаться в такт их звучанию. Прежде чем стать той самой привычной для нас так называемой сальсой (строго говоря, сам термин придумали в США, чтобы продавать под этим брендом кубинских музыкантов), кубинская музыка менялась и эволюционировала на протяжении нескольких веков, пройдя путь от болеро и сона, впитав в себя ритмы афро и румбы, наполняясь звуками все новых инструментов.
Что же в результате получилось? Сначала может показаться, что кубинская музыка - это какофония звуков, по-научному это называется полиритмия - наложение звуков различных инструментов друг на друга. Давайте же разберемся, какие инструменты можно услышать в современной кубинской музыке.
-
Клаве (сlave)
Этот простейший музыкальный инструмент состоит из двух деревянных палочек длиной 20-30 см, одна из которых имеет сквозное отверстие вдоль всей длины и небольшую выемку в середине. Музыкант кладет ее выемкой на ладонь и ударяет по ней второй палочкой. Первые клаве - это не что иное, как деревянные инструменты, которые использовались для обшивки кораблей. Бедные кубинцы, не имея возможностей приобретать инструменты, использовали подручные материалы, чтобы в минуты отдыха двигаться под создаваемый ими ритм. Сейчас можно встретить не только деревянные клаве, но и пластиковые, и даже из слоновой кости.
Ритмы клаве с одной стороны довольно просты по своей структуре, но поначалу уху трудно их вычленить из-за их неоднородности. Общее в них то, что это по сути пять ударов, которые распределены в восемь счетов. Существует несколько ритмов клаве:
Кубинская музыка менялась и эволюционировала на протяжении нескольких веков
- сон клаве 3-2 (удары клаве приходятся на счет раз, промежуток между вторым и третьим счетом, четвертый счет, шестой и седьмой) и 2-3 (удары на второй, третий, пятый счет, между шестым и седьмым счетом и восьмой счет).
- румба клаве 2-3 (удары на счет два, три, пять, а также на промежуток между шестым и седьмым счетами и паузу после восьмого счета) и 3-2 (удары на счет раз, промежутки между вторым и третьим и четвертым и пятым ударами и на шестой и седьмой счета). Второй вариант характерен для румбы Гуангуанко.
-
Гуиро (guiro)
Этот музыкальный инструмент из группы ударных изначально изготавливался из плодов дерева, которое на Кубе называется игуэра, откуда и получил свое название. Чтобы изготовить гуиро, плоды тщательно высушивают, чистят, срезают с одного конца и выскабливают изнутри. С одной стороны плода делаются насечки, а с другой вырезается отверстие. Играют на нем, проводя палочкой (пуэ) вниз-вверх по рифленой поверхности. Звук гуиро напоминает треск, но все же имеет свой ритмический рисунок (ча-чики-ча-чики). Современные гуиро изготавливаются из пластика или металла, однако чаще музыканты предпочитают современным материалам классику.
-
Конга (conga)
Это вид кубинских барабанов в форме сужающейся к низу бочки. На самом деле, первые конги действительно делали из выловленных из моря бочек, натягивая на них мембрану. На Кубе конги называют тумбадорас (tumbadoras), а конга - это название ритма, который исполняют музыканты на барабанах во время кубинских карнавалов.
Существует огромное количество других ритмов в различных музыкальных жанрах
В кубинской музыке иногда используют довольно сложный набор конг, каждый из которых, в свою очередь, имеет свое название. Конги задают обычно основной ритм, он называется marcha, но существует огромное количество других ритмов в различных музыкальных жанрах.
-
Бонги (bongos)
Это парные барабаны, которые пришли на Кубу скорее всего с африканскими рабами, так как в некоторых африканских племенах как раз существуют похожие инструменты. Один из барабанов мужской, а второй - женский, они называются соответственно macho и hembra, но вряд ли их можно где-то найти по отдельности. На бонгах музыканты играют сидя, зажав их между коленей. Основной ритм бонгов - восьмиударный ритм martillo.
-
Тимбалес (timbales)
Это пара (но бывает и больше) односторонних невысоких барабанов с корпусом из металла. Играют на них деревянными палочками. Иногда музыканты ударяют по барабанам как палочками, так и руками, причем не только по мембране, но и по боковым поверхностям. Тимбалес издают характерный “жестяной” звук. Ритмы у партии тимбалес могут быть разные, но все они ориентированы на ритм клаве.
-
Кампана/экон/сенсерро (cowbell/campana/cencerro)
Африканским прототипом этого музыкального инструмента послужил ритуальный колольчик Абакуа, называемый «экон» («ekon»). Язычок у него отсутствовал, поэтому по нему ударяли палочкой, и звук зависил от того, куда и с какой силой приходился удар. Среди кубинских музыкантов этот инструмент принято называть сенсерро (cencerro). В ансамблях нет специальных музыкантов, играющих на сенсеро. Чаще всего эту роль исполняет музыкант, играющий на бонгах, или же колокольчик прикрепляется к установке тимбалес.
-
Трес (tres)
Это гитара произошла от испанской шестиструнной гитары. Во всех вариантах трес количество струн кратно трем (tres c испанского переводится как “три”). Первый кубинский трес имел три одинаковые струны, которые настраивались в ре минор: D, F и A. Современный трес имеет шесть струн, которые настраиваются в до мажор: G в октаву, С в унисон и Е в октаву. Играют на трес при помощи плектра. Трес создает ритмическую основу для мелодии или вокала.
-
Шекере (shekere)
Этот музыкальный инструмент представляет собой основу из высушенной тыквы-горлянки, оплетенной сеткой с бусами или семенами, которые добавляют характерный звук.
Музыкант держит инструмент перед собой в одной руке, другой придерживая инструмент за узкий конец. На шекере играют разными способами: ударяя, встряхивая или вращая инструмент, за счет чего его музыкальные возможности шире, чем у маракас.
-
Маракас (maracas)
Этот перкуссионный музыкальный, как и гуиро, инструмент изготавливали из сушеных плодов игуэро, наполняли их семенами и для удобства приделывали ручку. Современные маракасы изготавливают из кокосов, кожи или даже из пластика. Они являются одним из символов латиноамериканской музыки и присутствуют в музыкальной культуре многих народов Латинской Америки. Музыканты обычно используют пару маракасов, держа их в обеих руках. Звук извлекается путем встряхивания инструмента.
Бас-гитара/контрабас (bajo/contrabajo)
Бас в сальсе и соне выполняет роль связующего звена между ритмами клаве, конги и монтуно, в результате получанься басовый тумбао - "мясо" звукового ряда. Самый простой тумбао – это четыре ноты на удары между вторым и третьим счетами, на чтвертый счет, между шестым и седьмым счетами и на восьмой счет. При этом ноты на половинные доли (называемые «бомбо»), — полные, а на четыре и восемь положены звуки «понче», которые постепенно затухают. Раньше басовую партию исполнял контабас, а звучание получалось более джазовым. В современном щвучании ритм тумбао задает бас-гитара. Неподготовлденному слушателю давольно сложно разичить звук баса, но стоит только отойти от непосредственного источника звука скажем в соседнее помещение, как бас становится самым различимым из всех инструментов. А в те времена, когда сон уже возник, но ни бас-гитары, ни котрабаса еще и в помине не было, басовую партию исполнял суперэкзотический для нас и ныне почти неиспользуемый инструмент – ботиха. Строго говоря, это даже не совсем инструмент, а если его и можно назвать инструментом, то уж точно на первый взгляд совсем не музыкальным, ведь ботиха - это кувшин из под оливкового масла. В него дули через дырочку в боку, получая характерный низкий звук.
Под ритмы сальсы
Даже тем, кто только начинает учиться танцевать сальсу, названия почти всех музыкальных инструментов должны быть знакомы.
Они звучат в аудиозаписи с ритмом сальса танца, под который все сальсерос делают свои первые шаги.
А благодаря современным технологиям и сайту salsabeatmachine.org у каждого есть возможность
почувствовать себя музыкантом и поэксперементировать с различными ритмами и инструментами.
А теперь давайте вернемся на улочки Havana Vieja (район Старая Гавана). Представьте себе, что вы сидите в уличном кафе, или не в уличном кафе, а в знаменитом баре El Floredita. Предположим, что вы заказали la ropa vieja (традиционное кубинское блюдо) и порцию коктейля Дайкири (Daiquiri), ведь именно здесь его придумали специально для папы Хэма, который страдал диабетом и не мог пить коктейли с сахаром. А вон кстати и он сам, сидит в углу и пьет очередную порцию. Так вот… Вы сидите за столиком, посетителей в кафе становится все больше, и тут выходят музыканты… Один музыкант берет в руки клаве, второй - трес, остальные так же рассаживаются по своим местам и начинает звучать ваша любимая композиция. Какая? Возможно, Rosa la Peligrosa, или, может быть, Hasta Siempre Comandante Che Guevara? Хотя скорее всего первой зазвучит все-таки Guantanamera - визитная карточка Кубы как-никак. Танцуйте, дамы и господа, и будьте счастливы…
Основная информация по музыкальным инструментам взята с сайта www.salsa-union.ru
РЕДАКТОР: Олеся Ключникова