Хотелось бы поговорить о руэде, рассмотреть её роль в процессе обучения сальсе и отрицательные стороны существующих методик обучения.
Так в чем проблема
Во время своих поездок по стране я нередко встречал школы, в которых руэда (то есть сальса касино, танцуемая в круг двумя или более парами) является основой метода. Даже в начальных группах учат терминологию и фигуры и сразу же ставят начинающих танцоров в «круг». Почему это происходит — отдельный разговор, а вот какие последствия имеет такая манера обучения, я попробую донести и обосновать свое мнение.
Мы рассматриваем среднестатистического ученика школы. То есть возраст от 25, без особых проблем в психике и социальном поведении, которого на танцы привело собственное решение, а не загнали палками. В общем, такого, как мы с вами.
Присутствующим не надо объяснять, что такое руэда, и они помнят, что качество и красота руэды зиждутся на точности, синхронности движений и переходов, безоговорочном следовании командам ведущего. По уровню слаженности конкуренцию могут составить лишь расчеты на армейском параде.
Почему руэда вредна для начинающего танцора
В руэде есть четкое название фигур и их хореография (они могут незначительно отличаться от школы к школе, но в рамках одной школы уже устоявшиеся). У ученика появляются штампы и уходят предпосылки к комбинаторике.
Когда у нас нет чёткого образца, мы можем осваивать фигуру со своей точки зрения, привнося в нее свое удобство в силу развитости и строения тела. Это является предпосылкой для комбинаторики и самостоятельного изучения движения и тела. Поиск удобного движения, ошибки и их купирование самим учеником — неотъемлемая часть обучения. В руэде эти навыки развиваются, но не в достаточной степени и не в том направлении. Здесь их развитие задано четкими целями руэды.
Внутри фигуры изменений нет, и получается заучивание партии, что убивает навыки ведения и следования.
Не имея достаточного танцевального опыта, начинающий танцор может делать только небольшое количество фигур, удобных для переходов, и тем самым сужает свой танцевальный кругозор.
Потеря индивидуальности
Самая печальная, на мой взгляд, часть. Когда все выполняют одну и ту же фигуру четко и вместе, человек волей-неволей начинает подстраиваются под рядом танцующих. По той же модели он действует, оказавшись вне руэды, тем самым убивая свою индивидуальность. Как результат мы имеем на танцполе группу роботов. Уходят навыки освоения танцевального пространства. Мозг не учится «снимать с танцующего рядом» — тому самому самому прямому заимствованию, когда ты увидел интересный переход у рядом танцующей пары и адаптировал его под себя, сделал своим.
И еще раз про танцевальное пространство — в руэде все в круг и с четким интервалом. На танцполе все — как на большом шоссе с так себе организованным движением, а не на автошкольной площадке. Нужен опыт увернуться от летящего в тебя, нужно самому научиться не толкать людей в хаосе дискотеки.
Кантор, который ведет круг, убивает умение составлять танец из фигур. В руэде за тебя все сделает кантор. Но что будет, когда вы остались один на один с танцполом и музыкой?
В руэде кантора слушают больше, чем музыку и соответственно не прививается навык слушать музыку. Люди танцуют под «счет». И опять на танцполе роботы.
Методика Алексенцева
В «Своей Школе» я приглашаю в группу по руэде танцоров сальсы средней группы с опытом танцевания не меньше года. За это время в приемлемой мере осваивается комбинаторика, музыкальность, ритмика, ведение — следование, освоение танцевального пространства и чувствование пространства в паре.
Самая хорошая руэда получается, когда каждый участник привносит в неё свою индивидуальность состоявшегося танцора, и кантор, как в икебану, собирает прекрасный букет из драйва, четкости, наполненности, понимания движения, харизмы и доброго хулиганства.