С чего все начиналось?
Итак, откуда появился танец Rueda de casino? По этому вопросу существует несколько мнений, но все историки танца сходятся на том, что rueda de casino появилась на Кубе в середине XX века, однако все началось далеко от Острова Свободы. В конце XVIII века во Франции придумали кадриль. Само название этого танца произошло от французского слова quadrille от испанского cuadrilla, что в буквальном переводе означает “группа из четырех человек”. Это разновидность контрданса с музыкальным размером 2/4 со вставками с размерами 3/8 и 6/8. Исполнялась она двумя или четырьмя парами, стоящими в углах прямоугольника друг напротив друга. По мере своего развития из сельского танца кадриль превратилась в светский бальный танец и распространилась по всей Европе, а к первоначально входившим в нее пяти фигурам прибавилось еще девять, в зависимости от разновидности танца. Каждая фигура отделялась от последующей паузой - объявлением названия следующей фигуры, притопом или хлопком.
На Кубе о кадрили узнали благодаря испанцам, которые начали ее колонизацию еще аж в 1511 году и конечно же танцевали популярные в те времена в Европе танцы. Бедные кубинцы не имели возможностей посещать заведения для богатых господ, а хоть немного приобщиться к их образу жизни очень хотелось, поэтому они устраивали свои вечеринки с весельем и танцами, где кадриль обрастала местным колоритом. До сих пор на Кубе проводятся такие вечера, а сам танец называется Tumba francesa, что можно перевести как “вечеринка на французский манер”. Партнеры в этом танце переходят по кругу к следующей партнерше по свистку распорядителя, а некоторые фигуры напоминают фигуры дансона - предшественника casino. Но когда же появилась руэда в привычном нам виде? Если учесть, что в XVIII веке на Кубе танцевали контрданс (название кадриль он получил в городах лишь в конце века), то можно предположить, что в своем нынешнем виде rueda de casino появилась лишь после собственно появления стиля casino, а ее предшественниками были rueda del son и rueda de cha-cha-cha, где движения популярных в свою очередь танцев son и сhа-сhа-сhа танцевали в кругу, подражая кадрили.
А теперь нам понадобиться переместиться во времени в 1956 год. Тогда на Кубе был открыт первый клуб - Casino Deportivo, где по утверждению специалистов существовавший в то время танец son, который по своей манере больше походил на контрданс, немного видоизменили, и так возник новый стиль, который по месту своего рождения был назван casino, причем сама манера движений в casino определялась особенностями построения руэды. Так появилась rueda de casino в своем привычном для нас виде.
Колесо фортуны
Как вы уже поняли из вышесказанного или могли догадаться по названию (rueda с испанского переводится как колесо), в rueda de casino пары располагаются по кругу. Один из участников руэды (партнер в одной из пар) становится кантором (ведущим, от испанского cantar - петь). Он выкрикивает команды, которые синхронно должны исполнить все участники руэды. Изначально предполагается, что все танцоры в руэде знают те фигуры, которые дает им кантор, однако партнер всегда может подсмотреть за кантором, если он не знает предложенную фигуру или вдруг забыл ее. По ходу руэды партнеры по команде переходят к следующей партнерше или через несколько партнерш при соответствующем дополнении.
Про фигуры руэды
Все фигуры в руэде, а их очень много, если учесть, что в каждом городе и в каждой школе придумывает свои фигуры в дополнение к общеизвестным, базируются в основном на нескольких основных фигурах:
Dame (с испанского переводится как “дай мне”) - переход партнера к следующей партнерше,
Enchufla (от испанского enchufar - зажигать, дословно - “зажги ее”),
Dile que no (дословно переводится как “скажи, что нет),
Vacilala (на кубинском диалекте это означает “кайфовать”, “наслаждаться”) - в этой фигуре партнер демонстрирует свою партнершу,
Setenta (от испанского семьдесят) - скорее всего этой фигуре не нашлось название и это просто ее номер,
Sombrero (да, именно так называется знаменитая широкополая шляпа) - в это фигуре партнер совершает руками движение, которое напоминает абрис полей этого головного убора.
У каждой фигуры могут быть свои дополнения (так называемые модификаторы), которые немного видоизменяют ее. Например фигуру dame кантор может дополнить модификаторами uno (переход к следующей партнерше), dos (переход через одну партнершу), con uno (переход к следующей партнерше с одним хлопком), por cabeza (переход к следующей партнерше с дальнейшем ведением ее в dile que no за голову) и т.д.
Как видите, руэда бесконечно разнообразна и непредсказуема, поэтому танцевать ее всегда весело. Но есть еще и несомненная польза. По причине часто высокого ритма музыки и постоянного действия центробежной силы и инерции танцоры вынуждены очень четко выполнять фигуры и сохранять постоянное взаимодействие и натяжение в паре, что способствует повышению уровня танцевания партнеров и партнерш, иначе последствия могут быть весьма плачевными.
В Европе даже существуют соревнования по руэде, где оцениваются не только уровень мастерства танцоров и синхронность, но даже симметрию построения круга, а в последние годы такие соревнования проводятся и в России, но это уже другая история. Танцуйте и будьте счастливы!
Так возник новый стиль, который по месту своего рождения был назван casino
Источники:
Виктор Радзюн “Краткая история сальсы”
http://hnb.com.ua/articles/s-sport-entsiklopediya_tantsa_kadril-2544 “Кадриль, история возникновения”
Ю.П.Гавриков “Куба:страницы истории”
Телепередача “Танцующая планета”, выпуск “Куба.В поисках сальсы”
РЕДАКТОР: Олеся Ключникова