О студии танцев для взрослых «Своя Школа»
Ни одна школа, специализирующаяся на социальных танцах, не может утверждать, что её подход к обучению единственно верный. Поэтому в этой статье я не буду говорить, что только в «Своей Школе» вас научат правильно танцевать сальсу и бачату! Но я постараюсь объяснить, как именно обучают здесь, и если вам близок такой подход - присмотритесь и приходите на пробные занятия.
От физкультуры к танцам: в чём уникальность «Своей Школы»?
Чтобы понять, как обучают танцам в «Своей Школе», надо разобраться в нескольких вопросах:
- Здоровое движение и подход Алексея Алексенцева
- Фигуры VS Принципы ведения и следования
- О совершенстве техники и стиля
- Академия
Здоровое движение и подход Алексея Алексенцева
«Своя Школа» существует уже почти 25 лет, и всё это время она находится под руководством своего основателя - Алексея Алексенцева. Он не только сам преподаёт сальсу и бачату, но и за годы работы разработал методику, благодаря которой обучает других преподавателей танцев. В чём же заключается этот подход?
Самое главное, от чего мы отталкиваемся в «Своей Школе» – это устройство человеческого тела и необходимость не причинять ему вреда. Танцы, особенно танцы парные, состоят из движений, которые могут оказаться опасными для здоровья, если подходить к ним без должной подготовки. В «Своей Школе» мы всерьёз настроены приучить тело двигаться так, чтобы не вредить самому себе, и не на один танец, а так, чтобы это превратилось в повседневную привычку. Здоровое движение – это практическая гарантия того, что у вас не заболит спина, улучшится осанка и изменится походка. Если выбирать между скоростью и качеством, выбор всегда в пользу второго. Некоторые ученики, приходя в «Свою Школу» жалуются, что здесь обучают долго. Это правда. Но многие танцоры также отмечают, что учеников Алексенцева можно угадать «на ощупь», как раз по тому, как выстроено тело в танце.
В расписании «Своей Школы» не зря присутствуют такие пункты как «Физкультура танцора» и «ЛФК». Это не аналог качалки или поликлиники – это комплексы занятий и упражнений, которые призваны научить тело задействовать все свои мышцы и суставы, чтобы потом грамотно ими управлять. Как это: «танцевать на животе»? Что значит «не отдавать руки»? Все эти вопросы связаны и с безопасностью, и с красотой танца, и у нас есть целые курсы, которые делают здоровое движение тела приоритетом.
Фигуры VS Принципы ведения и следования
Знаете, как раньше учились танцевать танго? Мальчики и молодые мужчины приходили на специальные практики, где старшие товарищи становились с ними в пару и учили их слушать, следовать. Через некоторое время, когда новичок осваивал этот навык, ему позволялось занять роль ведущего в паре. Только после завершения и этого обучения, для парней мог состояться их первый, чаще всего договорной, танец с партнёршей. И уже после начинались настоящие танцы. Какие элементы обучения танцу можно найти в этой красивой истории?
Танец состоит из двух частей: движений, которые ты будешь выполнять, и взаимодействия в паре – навыков ведения и следования. Конечно, есть ещё третий элемент – музыка, и четвёртый – зрители, но в интересах этой статьи я пока не буду касаться этих вопросов.
На большинстве мастер-классов по сальсе и бачате вы встретите обучение через связки. Преподаватель или преподаватели заранее готовят красивую комбинацию движений, которую вы разучите и тем самым пополните свой танцевальный арсенал. Конечно, хорошие преподаватели внутри связок будут объяснять, как технически правильно сделать то или иное движение. По совокупности составляющих подход к танцам в «Своей Школе» мало отличается, но здесь другая расстановка приоритетов.
Обучение в «Своей Школе» построено следующим образом:
- Уровень 0 – это база. Это шаги, повороты, подъемы рук, ритм – те элементы, из которых потом будет собираться танец. Прежде всего мы хотим, чтобы ученики научились двигаться самостоятельно, танцевать сами с собой.
- Уровень 1 – это принципы ведения и следования. Здесь база танца в лице одного ученика сталкивается с базой танца в лице другого ученика и начинается парное взаимодействие. Преподаватели помогают начинающим танцором понять, как не только двигаться самому, но и транслировать своё движение партнёру и уговорить его двигаться сообразно, не применяя к нему грубой силы.
- Уровень 2 и 3 – и вот только здесь вы найдёте привычные связки. Уровень 2 предполагает разучивание и анализ элементов, которые встречаются на танцполе повсеместно, а Уровень 3 включает долю экспериментов, сложных трюков и выработку своего стиля.
Если в «Свою Школу» попадает ученик, уже проходивший обучение где-то в другом месте, ему или ей бывает непривычно столкнуться с таким детальным подходом. Преподаватель даже может порекомендовать давно танцующему человеку присоединиться к уровню ниже, чем тот рассчитывает, как раз ради того, чтобы подтянуть общую базу движений. Такой подход нравится не всем, но все, кто задерживаются в «Своей Школе» надолго, уверены, что он приносит пользу и в итоге радует результатами.
О совершенстве техники и стиля
Хорошая танцевальная база через здоровое движение – это то, на чём мы делаем особенный акцент в «Своей Школе». Но вот, база освоена, что дальше? Уже пройдены и базовые элементы, и принципы взаимодействия, изучены связки и даже поддержки, а хочется ещё больше, красивее и круче – что делать?
Для начала можно вспомнить, что процесс обучения танцам потенциально бесконечный. Всегда можно выбрать свою слабую точку и развиваться в этом направлении, поэтому некоторые ученики подолгу танцуют на Уровне 1 или Уровне 2. Количество имеет все шансы перерасти в качество, особенно если занятия по танцам дополняются реальной практикой на вечеринках.
Ещё можно пойти учиться в другие школы к другим мастерам. Я лично слышала, как у Алексенцева спрашивали: «Ты не против, если я пойду поучиться в ABC?» Это забавный вопрос, и на определённом уровне ответ такой: Алексенцев только за. Танцевальные школы Москвы – это не враги, это конкуренция многообразия. Пока ты осваиваешь базу, конечно, лучше придерживаться одной методики, чтобы не запутаться самому и тело уверенно запомнило хотя бы основные принципы движения. Но когда речь идёт о многообразии фигур, о стиле, о фишках, о дополнении сальсы и бачаты элементами из других стилей – от афро до стрип пластики, – нужно расширять кругозор. Признанные мастера сальсы и бачаты не универсальные сенсеи, у них есть свой стиль и своя специализация. Скорее всего, если ученик почувствует, что упёрся в потолок в чём-то конкретном, его преподаватель охотно посоветует ему, где и у кого ещё можно позаниматься, чтобы улучшить свои результаты. Алексей Алексенцев, например, большой специалист по так называемым «быстрым ногам» и «узлам» в сальсе.
Выбирать преподавателя по тому, как он или она сами танцуют, выбирать преподавателя и школу по методике и манере обучения, выбирать преподавателя по тому, на чём он или она специализируются – всё это абсолютно нормальные и разумные способы продвигать своё обучение танцам. Менять преподавателя и школу или, наоборот, выбирать «любимчиков» и придерживаться одного места, тоже нормально и тоже путь к успеху.
Академия
Один из самых интересных и одновременно самых редких способов обучаться танцам – это разобраться в том, как строится танец с точки зрения преподавания. Некоторые танцоры решают для себя, что они хотя знать изнанку процесса, причём, не обязательно для того, чтобы самим становиться педагогами. Для некоторых это просто новый способ погрузиться в танец и улучшить собственные навыки.
«Своей Школе» повезло. Как я уже писала в начале статьи, основатель школы Алексей Алексенцев не только преподаёт сам, но и обучает будущих и действующих преподавателей. Его авторский курс «Академия» регулярно объявляет новый набор.
Выпускники Академии впоследствии становятся ассистентами и преподавателями в «Своей Школе», работают в других школах или сами набирают группы и дают индивидуальные уроки. Некоторые танцоры посещают Академию для того, чтобы лучше разобраться в каком-то более узком аспекте. Помимо того, что на занятиях ученики разбирают, как именно выстроены уроки и обучение, подробнее рассматривают, как перенос веса на стопу превращается в шаг сальсы или как именно проходит путь ученика от базы до танцпола, в Академии есть целые блоки, посвящённые навыкам, которые пригодятся каждому и вне танцев. Например, в Академии есть уроки, посвящённые прикосновениям и дыханию, эмоциональной механике и постановке голоса.
Вместо итогов
В названии «Своя Школа» недаром есть слово «школа» и слово «своя».
«Школа» подразумевает наличие определённой системы в обучении, которая заранее объясняет ученику, как именно будет строиться его путь в танцах. Переход от уровня к уровню понятен и прозрачен, цель каждого этапа объявлена заранее.
«Свой» означает принадлежность и присваивание. Преподаватели и ученики «Своей Школы» договариваются о том, чтобы следовать общим базовым принципам не только в танцах, но и в общении, в этикете. Я повторюсь, это не значит, что здесь мы универсально правы. Здесь мы приглашаем учеников попробовать танцевать, обучиться нашему подходу к танцам, к своему телу, к общению и сделать его – своим.
Добро пожаловать в «Свою Школу»!
Автор текста - Екатерина Печкина